Marackovskaa 3

Марачковская Ольга Людвиговна 
кандидат педагогических наук
доцент

Заведующий кафедрой
3300, г. Тирасполь, ул. Свердлова 73, корп. 4, каб. № 204
533-79581
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

 

kafedra 2024

Основные направления деятельности кафедры ДСОиПМ

 Для системы дошкольного образования Приднестровья более 35 лет кафедра обеспечивает подготовку педагогов по специальности № 050703 “Дошкольная педагогика и психология”, квалификация “Преподаватель дошкольной педагогики и психологии”. С 2003 года ведется набор по специальности № 050707 “Педагогика и методика дошкольного образования”, квалификация “организатор-методист дошкольного образования”. Впервые кафедра стала разрабатывать такие направления как подготовка менеджеров дошкольного образования, руководителей и организаторов институционального и регионального уровня на базе имеющегося среднего профессионального образования и в сокращенные сроки обучения.

 Для чтения спецкурсов, спецсеминаров, для приема государственных экзаменов по специальностям приглашались доктор педагогических наук, профессор Смоленского педагогического университета Лыкова В.Я., профессор Одесского педагогического университета им. Я.А. Коменского Богуш А.М., кандидаты педагогических наук, доцент Кишиневского педагогического колледжа Ботнарь В.Д.

Качество педагогического процесса по подготовке специалистов и бакалавров обеспечивается кафедрой за счет оптимизации учебно-методической работы: введения спецкурсов и спецсеминаров по актуальным проблемам теории и практики дошкольного образования, приглашения ведущих ученых из научных центров России, Украины, создания учебных и методических пособий, учебно-методических комплексов, оснащения специализированных кабинетов. За кафедрой закреплены курсы, определяющие профессиональную подготовку специалистов теоретического и прикладного характера. Педагогическое направление дисциплин: педагогика (общая, дошкольная, специальная, межнационального общения, среднего профессионального образования), частные методики (изобразительного, речевого, математического, экологического, физического воспитания). Как самостоятельный блок кафедра ведет дисциплины делопроизводства, финансирования и управления дошкольным образованием. В соответствии с квалификацией специалистов кафедра организует практики в дошкольных учреждениях, педагогических колледжах, управлениях народного образования республики, где студенты приобретают навыки педагога ДОО, преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста-инспектора, организатора-методиста по дошкольному образованию, осуществляет руководство выпускными квалификационными работами, а также научными исследованиями студентов по актуальным проблемам теории и практики дошкольного образования.

 С 2008 года осуществляется набор по специальности № 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология», квалификация «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии». Выпускник, получивший данную квалификацию подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных, компенсирующих и диагностических) учреждениях систем образования, здравоохранения и социальной защиты для детей с отклонениями в развитии.

С 2012 года кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента  готовит бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование профиль «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ДО) и«ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (ПМДО), а также по направлению 44.03.03 психолого-педагогическое образование профиль «СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» (СДПП).

При кафедре создан учебно-методический центр дошкольного образования с целью систематизации опыта работы по подготовке кадров высшей педагогической квалификации, оказания методической помощи преподавателям кафедры в научно-методической и научно-исследовательской работе, обеспечения условий для организации совместной с преподавателем самостоятельной работы студентов по изучению учебных курсов, закрепленных за выпускающей кафедрой. В центре представлена педагогическая литература последних лет издания, сборники по результатам научно-практических конференций, статистические материалы развития системы дошкольного образования по регионам Республики; нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность ОДО Приднестровья; стенды отражающие направления развития дошкольного образования Республики.

За кафедрой закреплен кабинет «Логопедии и речевой реабилитации» обеспечивающий организацию самостоятельной работы студентов по изучению учебных курсов «Дошкольная логопедия», «Основы специальной педагогики и психологии», «Специальная дошкольная педагогика и психология». Кабинет оснащен образцами нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность образовательных учреждений системы специального образования, дидактическим материалом для коррекции недостатков речи детей: специальными инструментами и оборудованием.

Кабинет «Педагогического менеджмента» является одним из компонентов материально-технического оснащения учебного процесса студентов. В кабинете содержится библиотека научной, учебной и методической литературы по разделам: педагогика межнационального общения, современных и инновационных педагогических технологий, управлению современной организацией дошкольного образования и другое. Образцы конспектов документации по всем видам педагогических практик специальности ПМДО, по дисциплинам психолого-педагогического цикла, внеклассных мероприятий.

Мастерская по художественному труду осуществляет практическую подготовку и научно-исследовательскую работу студентов по проблемам художественно-эстетического воспитания. В мастерской имеются образцы поделок, игрушек, пособий, изготовляемых студентами на занятиях и детьми в детском саду.

 Руководство материальной базой кафедры осуществляется доцентами и старшими преподавателями высшей и первой категории.

 Преподавателями кафедры ведутся исследования по проблемам

1. Создание педагогических условий развития разнообразных компонентов личности дошкольника (доценты Гелло В.А., Никоненко З.А., Иовва О.А., Скитская Л.В.)

2. Содержание и механизмы профессионального и личностного становления педагогов системы дошкольного образования (профессор Ткач Л.Т., доценты Гелло Т.А., Марачковская О.Л., Музенитова Э.А., Курлат А.М., ст. преподаватель Банул Т.Т., ст. преподаватель Неделкова А.А.)

Результаты методической и научной деятельности преподавателей отражены в 40 учебных пособиях и рекомендациях, представлены на научно-практических конференциях. Более чем 250 статей и тезисов опубликовано в различных изданиях Приднестровья, России, Украины, Белоруссии, Молдовы. На кафедре выпущены монографии: Чобан-Пилецкая А. М., Лупу И.И. «Мотивация обучения математике», Музенитова Э.А. «Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора», коллективная «Совершенствование образования как условие формирования успешной личности».

Одним из приоритетных направлений научно-методической работы является сотрудничество с Бендерским педагогическим колледжем, органами управления городов и районов Приднестровья, дошкольными организациями образования. Преподаватели кафедры осуществляют научное руководство экспериментальными площадками, консультирование по проблемам современного инновационного образования; ведут повышение квалификации практических работников, руководят республиканскими методическими советами, входят в аттестационные комиссии университетского и республиканского уровня.

Кафедра имеет большой опыт международного сотрудничества с образовательными научными центрами России, Белоруссии, Украины, учёные которых являются оппонентами, научными консультантами и руководителями диссертационных исследований преподавателей.

Российская Федерация

Куликовская Ирина Эдуардовна – Южный Федеральный Университет, доктор педагогических наук, профессор.

Бермус Александр Григорьевич – Южный Федеральный Университет, доктор педагогических наук, профессор.

Украина

Кондрашова Лидия Валентиновна – Черкасский государственный университет, доктор педагогических наук, профессор.

Белоруссия

Сманцер Анатолий Петрович – Белорусский государственный педагогический университет, действительный член Белорусской академии образования (1995), действительный член Международной академии акмеологических наук (1998). Решением биографического центра Кембриджского университета (INTERNATIONAL BIOGRAPHICAL CENTRE, CAMBRIDGE CB2 3QP (ENGLAND) включен в книгу интеллектуалов XXI века, доктор педагогических наук, профессор.

 Сотрудники кафедры

 

МАРАЧКОВСКАЯ Ольга Людвиговнакандидат педагогических наук, доцент, с 2023 года заведующий кафедрой ДСО и ПМ, «Отличник народного образования ПМР», ведущий преподаватель подготовки специалистов по ускоренным программам обучения, разработчик основной образовательной программы многоуровневой подготовки организаторов дошкольного образования в соответствии с ФГОС высшего образования. Разработала программы по дисциплинам нормативно-правового, организационно-управленческого и методического направлений в контексте требований стандарта дошкольного образования к его вариативности в современных условиях. Подготовила материалы к государственной аттестации выпускников. Диссертационное исследование «Воспитание поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов в системе внеаудиторной работы университета», выполненное на базе Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, является одним из первых на кафедре в области педагогики высшей школы. Профессиональный опыт и ориентировка в проблемах педагогического менеджмента реализованы при разработке учебного плана магистерской программы «Менеджмент в образовании». Совместно с заведующим определяет приоритетные направления научно-исследовательской деятельности кафедры ДП и СМ в настоящем и перспективе. Имеет более 50 публикаций, 60% которых опубликованы в журналах и сборниках ВАК РФ, Молдовы, Украины, методические рекомендации и учебно-методические пособия в помощь бакалаврам и магистрам.

ГЕЛЛО Татьяна Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, с 2014 по 2023 года была заведующим кафедрой ДСО и ПМ, «Отличник народного образования ПМР», руководитель рабочих групп, объединяющих ученых кафедры и практических работников системы дошкольного и специального коррекционного образования по составлению основных образовательных программ и разработки материалов по научно-методическому сопровождению реализации ФГОС высшего образования по направлениям, профилям и магистерским программам кафедры. Изучает, анализирует и обобщает позицию работодателей с целью своевременной корректировки содержания и технологии подготовки бакалавров и магистров через многоуровневую модель образования. Разработала программы по дисциплинам, определяющим психолого-педагогические основы подготовки бакалавров педагогики к профессиональной, проектной и научно-исследовательской деятельности, переподготовки и повышению квалификации педагогических работников системы образования. Является ведущим экспертом материалов, поступающих на кафедру для рецензирования и заключения. Научная деятельность связана с разработкой проблемы формирования ценностного сознания детей средствами фольклора, что позволило определить пути реализации требований стандарта дошкольного образования, сделать детей равноправными участниками образовательных отношений и приобщить к социокультурным нормам и традициям семьи, государства и общества. Область научных интересов расширилась в связи с возросшими требованиями к подготовке кадров и предусматривает изучение проблемы разработки и внедрения сетевого взаимодействия как средства развития профессиональной компетентности педагогов. Результаты исследований и педагогического опыта в системе высшего профессионального образования отражены в более чем 75 научных статьях, методических рекомендациях, опубликованных на официальных языках в ПМР, России, Украине, Белоруссии.
 

ГЕЛЛО Валентина Алексеевна – кандидат педагогических наук, профессор, выпускница Московского государственного педагогического университета им. В.Н. Ленина, ученица профессора, академика, основоположника теории игры Д.В. Менджерицкой. Заведовала кафедрой более 20 лет. Читает базовые дисциплины: «Экспертные оценки в образовании»,«Сравнительная и гендерная педагогики», спецкурс «Психолого-педагогические основы подготовки детей к школе».  В соответствии с ФГОС высшего образования разработала программы по дисциплинам подготовки будущих педагогов в области менеджмента и экспертных оценок в образовании. Направление научного исследования «Теоретические основы преемственности основных уровней образования». Автор более 100 научных, учебно-методических работ, в том числе монографий. Отличник народного образования, заслуженный работник просвещения. Награждена орденом «Трудовой славы» и медалями: «За трудовую доблесть», «За отличие в труде», «Преподобной Прасковьи».

 

НИКОНЕНКО Зинаида Алексеевна – «Заслуженный работник народного образования ПМР», доцент, «Отличник народного образования ПМР». Педагогический стаж работы – 40 лет, в ПГУ им. Т.Г. Шевченко – 27 лет. Имеет два высших базовых образования: педагогическое, квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному образованию» (РФ, г.Комсомольск-на-Амуре), дефектологическое, квалификация «Логопед школьных и дошкольных учреждений, учитель начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи» (РФ, Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена). Прошла все этапы профессионального роста: учитель-логопед, директор детского дома, психолог школы для детей с нарушением интеллекта, Главный специалист отдела по дошкольному воспитанию Министерства образования, культуры и культов ПМР, доцент кафедры ДП и СМ. Разработала ООП по направлению психолого-педагогическое образование, профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология» и магистерскую программу «Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья», учебные планы и программы переподготовки практических работников по профилю «Логопедия». Подготовила программы по базовым дисциплинам, предусмотренных ООП, а так же новым интегрированным курсам, педагогическим практикам, где студенты приобретают опыт работы в качестве логопеда и тифлопедагога. Область научных интересов: содержание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей, нуждающихся в специальных условиях обучения. Результаты накопленного практического опыта работы, научных исследований и методических разработок отражены в более чем в 80 статьях и методических пособиях.

 tkach

ТКАЧ Любовь Тимофеевна – кандидат педагогических наук, доцент, отличник народного образования ПМР, Заслуженный работник народного образования ПМР, чл.-корр. Международной славянской академии образования им. Я.А Коменского, Выпускница Сорокского педагогического училища и педагогического факультета ТГПИ им. Т.Г.Шевченко. Разработала программы по базовым дисциплинам, предусмотренным ООП, с целью формирования у бакалавров педагогики профессиональных и специальных компетенций для осуществления деятельности, отвечающей требованиям работодателей и педагогической общественности в условиях поликультурного образовательного пространства. Осуществляет консультирование и наставничество молодых педагогов, определяет и реализует программу работы научно-методического семинара кафедры в направлении разработки технологий реализации требований ФГОС нового поколения высшего образования. Является научным руководителем магистерской программы «Менеджмент в образовании». Представитель научной школы, объединяющей ученых, изучающих особенности содержания и организации образования в поликультурном пространстве. Разрабатывает теоретические положения и осуществляет исследовательскую деятельность по актуальной психолого-педагогической проблеме для Приднестровья – содержание и технологии современного поликультурного непрерывного педагогического образования, которая  перспективе будет представлена в докторской диссертации. Результаты исследования и методических поисков отражены в более чем 150 научных статьях, опубликованных в изданиях ПМР, России, Украины, Молдовы, Белоруссии, Польши, Болгарии, Румынии, Турции.

 muzenitova

МУЗЕНИТОВА Эльмира Адиловнакандидат педагогических наук, доцент, «Отличник народного образования ПМР», ведущий специалист кафедры в области формирования у студентов компетенций, определяющих подготовку к реализации современных требований воспитания и обучения дошкольников через такие образовательные области как речевое развитие и формирование детской деятельности в виде восприятия художественной литературы и фольклора. Подготовила программы по базовым дисциплинам и спецкурсам, предусматривающим содержание и практико-ориентированное направление подготовки будущих педагогов к деятельности по развитию речи дошкольников, а так же коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Входит в состав рабочей группы по разработке учебных планов и составлению ООП направления Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» и магистерской программы «Педагогика дошкольного детства». Ведет научное исследование по теме, находящейся на стыке нескольких проблем теории и практики дошкольного образования: гражданско-патриотическое воспитание, технологии использования этнопедагогических средств в условиях семейного и общественного воспитания дошкольников, теоретическое обоснование сущности интегрированного качества личности как «толерантность» относительно дошкольного периода детства. Является представителем научной школы РФ, изучающей особенности образования в поликультурном пространстве. Опыт педагогической деятельности в ВУЗе, результаты диссертационного исследования «Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора» отражены в более чем в 45 научных и методических работах, внедрены в практику работы организаций дошкольного, общего школьного, среднего и высшего профессионального образования ПМР и других государств ближнего зарубежья.

 kurlat

КУРЛАТ Анна Михайловнакандидат педагогически наук, доцент, «Отличник народного образования ПМР», выпускница ТГПИ им. Т.Г.Шевченко, стаж работы в ВУЗе – 25 лет. Все виды учебной работы успешно ведет на официальных языках ПМР, является ведущим специалистом в области дошкольной педагогики, семейного воспитания и роли игры во всестороннем развитии дошкольников. Разработала программы новых видов практик, предусмотренных ФГОС высшего образования, входит в состав рабочей группы по созданию основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Дошкольное образование», привлекая опытных педагогов и заведующих ОДО к руководству практикой, обсуждению путей совершенствования ее содержания и организации. Ориентация в области дошкольного и начального общего школьного образования позволила выявить противоречия и исследовать достаточно сложную проблему педагогики высшей школы: «Формирование у студентов профессиональных компетенций реализации преемственности дошкольного и начального образования», что соотносится с двумя специальностями 13.00.01. – Общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08. – Теория и методика профессионального образования. Являясь представителем Белорусской научной школы, в публикациях (всего более 70 работ), методических рекомендациях, учебно-методических пособиях рассматривает психолого-педагогические проблемы в сравнительном плане, учитывая опыт разных стран.

 skitskaya

СКИТСКАЯ Лариса Валерьевна – к.п.н., доцент. с отличием окончила факультет педагогики и психологии ПГУ им. Т.Г.Шевченко, имеет стаж педагогической работы в организациях профессионального образования разного уровня, ведет все виды учебной работы по направлению педагогического и психолого-педагогического образования с учетом современных тенденций развития высшего образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения. Разработала содержание дисциплин, предусмотренных ООП по профилю «Специальная дошкольная педагогика и психология», в части профессионального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в практике инклюзивного образования, содержание и методические рекомендации к педагогическим практикам в организациях специального (коррекционного) образования в качестве сурдопедагога и олигофренопедагога, а также преддипломной практики бакалавров. Осуществляет научное руководство магистерской программой «Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья», является научным консультантом Республиканского научно-методического совета по коррекционному образованию. Исследует проблему оптимизации общения детей в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений, востребованность которой значительно возросла с введением государственного стандарта дошкольного образования, подчеркивающего самоценность периода детства и роли сотрудничества в системе «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый». Публикации и методические рекомендации (более 60 работ) отражают результаты научной и методической деятельности, опубликованы в научных сборниках Приднестровья, России, Украины, Белоруссии.

 iovva

ИОВВА Ольга Андреевна – к.п.н., доцент. «Отличник народного образования ПМР», выпускница факультета педагогики и психологии 1995 года, как молодой специалист оставлена на кафедре преподавателем в группах молдавского языка обучения. Разработала программы и методические рекомендации по дисциплинам учебного плана, предусматривая внедрение регионального материала в содержание высшего образования. Исследует проблему физического воспитания дошкольников в ракурсе современного подхода, предусматривающего просветительскую деятельность детей и родителей в области сохранения здоровья и функционального отношения к нему. Детальный анализ уровня изученности состояния вопроса в организациях дошкольного образования России, Приднестровья и Молдовы позволили выявить проблему, решить ее и предложить пути внедрения авторской программы, аналогов которой в дошкольной педагогике ранее не было. Обеспечивает установление контактов в рамках социального партнерства с Управлениями народного образования и общественными организациями ПМР с целью актуализации вопроса необходимости высшего образования для педагогов, работающих в ОДО с организацией педагогического процесса. Педагогический опыт и результаты исследования отражены в более 50 научных работах, методических рекомендациях и учебных пособиях, изданных на официальных языках в ПМР, научных сборниках Молдовы, России, Украины.

 nedelkova

НЕДЕЛКОВА Анна Александровна – старший преподаватель первой категории. Как лучшая выпускница факультета, имеющая диплом с отличием, оставлена на кафедре для специализации по дошкольной педагогике. Разработала программы и методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения, установив логическую связь между теоретической и практической подготовкой. Провела анализ и исторический обзор становления проблемы планирования и определения содержания образования и воспитания дошкольников на съездах по Дошкольному воспитанию (1921, 1923, 1924 годы) и в методических письмах Наркомпроса (1928, 1932 годы), представляющих собой первые варианты программ для детских садов в условиях внедрения общественного дошкольного воспитания. Систематизировала современные комплексные и парциальные программы через призму их соответствия требованиям образовательного стандарта дошкольного образования, определила содержание ОПП подготовки бакалавров в части формирования у будущих педагогов компетенций для решения задач экологического образования дошкольников и детей, имеющих особые образовательные потребности. Организатор ежегодной студенческой научной конференции, осуществляет наполнение информационным материалом сайт кафедры ДСО и ПМ и образовательный портал ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Закончила аспирантуру, ведет исследование в направлении профессиональной адаптации будущих педагогов в поликультурной образовательной среде ВУЗа. Имеет более 25 научных публикаций и методических рекомендаций.

 timko

ТИМКО Елена Васильевна – специалист кафедры ДСО и ПМ, окончила факультет педагогики и психологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко, квалификация «Учитель начальных классов». Разработала инструкции по организации самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделений, взаимодействию кафедры с базовыми организациями дошкольного и специального  образования. Ведет делопроизводство на кафедре, систематизировала документацию, предусмотренную номенклатурой дел, а также отражающую основные направления деятельности кафедры в области учебной, методической и научно-исследовательской работы. Координирует планирование и проведение разных видов и форм работ по обеспечению качества подготовки бакалавров и магистров, выполнение графика консультаций и насыщенность их посещения студентами, планирование и подведение итогов предзащит выпускных квалификационных работ. Совмещает работу в качества преподавателя кафедры.